Сегодня в Новосибирске:
11:07
23 Октября 2017
<< >>
О компании Размещение рекламы PR-бюро Инфо-сервис Пресс-клуб Контакты
На главную Контакты Карта сайта
ЛОГО ИННОВАТИКА_1.jpg

В рамках нашего нового проекта «Новосибирская инноватика: от вуза до производства» мы хотим познакомить наших читателей с мнением одного из ведущих российских экспертов — Виктора Полтеровича, академика РАН, д.э.н., заведующего лабораторией математической экономики Центрального экономикоматематического института РАН, профессора Российской экономической школы, высказанным им во время круглого стола «Инновации как прорыв современной экономики в будущее» в рамках молодежного инновационного форума «Интерра-2010», проходившего в Новосибирске 23-25 сентября.

ЧТО НУЖНО ЭКОНОМИКЕ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДЛЯ ПРОРЫВА?

39_Полтерович.jpg

— Сама стратегия инновационного развития в нашей стране до сих пор вызывает споры. Прежде всего, спор идет о том, на что мы будем делать ставку: на инновацию или модернизацию экономики. И определиться с этим выбором очень важно. Если исходить из совсем короткого определения, то инновации — это стратегия большого скачка, то есть мы немедленно начинаем догонять развитые страны, создаем что-то такое, чего сейчас нет в мире. А модернизация предполагает поэтапный подход, постепенное увеличение производительности труда главным образом за счет уже имеющихся западных технологий.

Второй вопрос, будем ли мы вообще заниматься стимулированием или политикой роста экономики при той высокой коррупции, которая у нас есть. Ведь ряд серьезных и уважаемых экономистов утверждают: «Никакая политика роста в этом государстве невозможна, все равно все разворуют. Нужно сначала ликвидировать коррупцию». И третья задача — определиться с ролью государства и рынка в реализации стратегии экономического развития страны.

Спорить можно бесконечно, но все-таки нужно поставить проблему на научную основу и рассмотреть те стратегии, которые применяли успешные страны. Сегодня в мире примерно 50 развитых стран и 150 — развивающихся, которые хотят стать развитыми. Однако за последние 60-70 лет лишь немногим странам удалось перейти из разряда развивающихся в развитые. Это Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Испания, Португалия, Греция. В качестве примера можно также брать страны, которые сделали рывок с более высокого уровня развития, но все-таки прошли очень серьезный путь: это послевоенная Франция, Германия, Австрия, Ирландия, Финляндия, в определенный период продемонстрировавшая фантастические темпы роста. И в самое последнее время — Чехия, Словения, Словакия, которые из социалистических стран перешли в разряд стран действительно европейских. Вот и все.

Так какие же стратегии избирали страны, которые оказались успешными, и в чем состоят ошибки тех стран, которые не сумели выйти из разряда развивающихся? Это полезно понимать для того, чтобы решить проблемы развития России. В частности, в вышедшей недавно книге «Стратегия модернизации российской экономики», выполненной коллективом авторов, озвучены некоторые выводы, к которым мы пришли.

Во-первых, все страны, которые добились успеха, вначале шли по пути модернизации, то есть интенсивно заимствовали передовые технологии. И лишь постепенно переходили на инновационный путь развития.

Во-вторых, не удается сначала улучшить институты, а потом запустить рост экономики. Как ни парадоксально, при плохих институтах запускается рост, если запускается, а дальше уже в процессе роста легче совершенствуются институты.

В-третьих, успешная стратегия возможна только на основе очень тесного взаимодействия государства и бизнеса. Тесного взаимодействия, где государство бы не командовало, а координировало и где бизнес в конце концов в результате этого процесса взаимодействия стал бы доверять государству.

Вот три базовых ответа.

39_Струков.jpg

Алексей Струков, министр экономического развития Новосибирской области:

— Сегодня невозможно говорить о хорошем росте экономики в отрыве инноваций и инвестиций. И одним из основных направлений стратегического развития Новосибирской области является именно инновационное развитие. Для того чтобы мы грамотно, квалифицированно развивались, нам необходимо быть в тесном контакте с научным сообществом, с экспертами, чтобы иметь возможность правильно анализировать информацию, искать для этого принципиально новые подходы.

И радует, что именно в Новосибирске уже появилась многообещающая традиция — второй год проводить форум «Интерра», в рамках которого нам удается привлекать к диалогу представителей молодого научного сообщества, профессионалов из бизнеса, из экономического и научного секторов. Все материалы «Интерры», все предложения экспертов и участников форума мы, естественно, тщательно изучим и обобщим. Мы надеемся, что в результате нашей совместной работы наши коллеги гости смогут почерпнуть что-то новое и применить у себя в практике и в жизни. Кроме того, они будут положены в основу плана работ на следующий календарный год.

Современную Россию я бы автоматически причислил к числу стран развивающихся. Почему? Наш ВВП на душу населения примерно в три раза меньше американского, в 2,5 раза меньше основных европейских стран: Франции, Англии, Германии. Различие колоссальное. И возникает довольно естественная идея: давайте более внимательно посмотрим на стратегии успешных стран. Кроме ставки на заимствование западных технологий, практически во всех этих странах было развито интерактивное планирование, и практически все эти страны старались координировать разные типы экономической политики для того, чтобы облегчить модернизацию.

Это три главных элемента: инновационная система, которая способствует передаче технологий, интерактивное планирование и координационная экономическая политика. Вот эти три основные подсистемы и составляют то, что я называю системой интерактивного управления ростом. Но для того, чтобы успешно реализовать эту конструкцию, нужны большие материальные усилия.

Ведь в чем состоит стратегия «большого скачка»? Она заключается в том, что мы на первом этапе, как это ни странно, прямолинейно заимствуем инновационные институты Запада типа «кремниевой долины» и рассчитываем на то, что это прямолинейное заимствование позволит нам реализовать инновационную стратегию. Но это уже предмет немного другой теории, из которой однозначно следует, что прямолинейные заимствования, как правило, обречены на неудачу. Они не дают эффекта.

В результате вырисовывается система интерактивного управления ростом. В основе интерактивного планирования лежат четыре принципа.

Во-первых, планы формируются на основе проектов модернизации секторов и регионов, разрабатываемых в процессе диалога федеральных и региональных администраций, ассоциаций бизнеса — это очень важно, и представителей гражданского общества.

Во-вторых, процесс планирования является непрерывным, скользящим. Так что к началу каждого года осуществляется пересмотр взаимоувязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

В-третьих, выполнение планов достигается не за счет административного принуждения, а за счет рыночных механизмов.

В-четвертых, государство играет роль координатора не только на стадиях отбора и реализации проектов, но и на стадии их инициации.

Вот это очень важно осознавать. Когда речь идет о формулировке крупномасштабных проектов, государство должно дать сигнал, что такие проекты будут рассмотрены, что есть шансы на их финансирование. И вообще формат взаимодействия в рамках интерактивного планирования далеко выходит за обычные рамки частногосударственного партнерства, которое, впрочем, может использоваться на заключительном этапе процесса планирования, в процессе реализации планов.

39_Симпозиум.jpgВедущие российские эксперты встретились в Новосибирске, чтобы рассказать молодым инноваторам о перспективах развития российской экономики

Для того чтобы реализовать такую систему, на самом деле нужна структура, во главе которой могло бы стоять федеральное агентство по интерактивному планированию, которое бы подчинялось непосредственно главе правительства. А его деятельность должна опираться, с одной стороны, на региональные агентства по планированию, а с другой — на систему экспертных комиссий, включающих представителей администрации, проф союзов, ассоциации потребителей, отраслевых ассоциаций бизнеса.

Должен быть разработан интерактивный процесс сбора и обработки информации и согласования решений, использующих современные средства анализа. Необходимо выработать единые требования к проектам модернизации на уровне отрасли и региона. В частности, все такие проекты должны включать в себя расчет эффективности по единой методике. Конечно же, при разворачивании подобной системы нельзя рассчитывать, что она будет создана каким-то указом. Гораздо больше надежды, что она будет постепенно выращена снизу. Хотя осознание того, что же мы должны построить на самом деле, наверху — это необходимая предпосылка этого процесса.

В действительности у нас определенные «начатки» этой системы уже существуют. Например, есть разработки стратегических планов для многих отраслей и регионов, но нет пока разработок среднесрочных планов и механизмов реализации проектов. Кроме того, в последнее время приняты масштабные меры по совершенствованию научно-образовательного процесса в стране.

Иными словами, нужно, чтобы само общество осознало необходимость формирования из этой такой инертной, довольно хаотической своей массы системы направленной на реализацию стратегии экономического роста.

 

Елена МЕРКУРЬЕВА

телефоны.jpg