Сегодня в Новосибирске:
05:18
23 Марта 2019
<< >>
О компании Размещение рекламы PR-бюро Инфо-сервис Пресс-клуб Контакты
На главную Контакты Карта сайта
ЛОГО ИННОВАТИКА_1.jpg

18 ноября в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов прошла пресс-конференция на тему «Целевая подготовка в новосибирских вузах кадров для высокотехнологичных производств и отраслей», в которой приняли участие Сергей Смирнов, проректор Новосибирского государственного университета экономики и управления по инновационному образованию, Алексей Вострецов, проректор по научной работе Новосибирского государственного технического университета, д.т.н., профессор, и Владимир Швец, генеральный директор ФГУП ПО «Луч». Они ответили на вопросы журналистов: насколько новосибирские вузы готовы обеспечивать специалистами инновационное производство с учетом его специфики, какие ресурсы для этого необходимы системе высшего образования, каковы проблемы и перспективы взаимодействия вузов с предприятиями с инновационным производством и другие.

ВУЗЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОТОВЫ.
БУДУТ ЛИ ЗАКАЗЫ?

lych.jpg

Алексей ВОСТРЕЦОВ, говоря о том, насколько новосибирские вузы сегодня готовы к обеспечению специалистами инновационного производства, сравнил позиции двух ведущих новосибирских университетов — НГУ и НГТУ.

— Из двух университетов ближе к промышленности традиционно был и остается наш, — сказал Алексей Геннадьевич. — И если НГУ в основном ориентирован на подготовку кадров для науки, для фундаментальных исследований, то наш университет многопрофильный. Мы готовим специалистов как для науки, так и для производства. Например, в Сибирском отделении Академии наук работает огромное количество наших выпускников, обеспечивающих инженерное сопровождение всех научных исследований и непосредственно в этих исследованиях участвующих.

Конечно, с промышленностью у нас отношения более тесные. Тем более что у нас в университете обучается около 20 тысяч студентов, а в НГУ почти в три раза меньше. И целевая подготовка — это именно тот вектор развития, без которого немыслим переход к инновационному развитию нашего региона. Сейчас наш регион активно включился в инновационный процесс, и у руководителей предприятий появилось осознание того, что нужна именно целевая подготовка специалистов.

Но целевая подготовка процесс многогранный. Во-первых, нужно подготовить хороших абитуриентов. Это связь вуз — школа. И здесь наша областная администрация поддерживает создание специальных классов, чтобы подготовить ориентированного, хорошо обученного абитуриента. Во-вторых, это материальная база вуза. И связь вуз — предприятие.

До 90-х годов прошлого века материальную базу вузов практически создавали предприятия: все современное оборудование, которое у нас было в рамках выполнения научных исследований, — это было спонсорской помощью предприятий.

Сейчас в связи и с кризисами, и с переменами в экономике эта ситуация несколько изменилась. Сегодня основную роль в формировании нашей материальной базы играет государство. Конечно, у НГУ более выгодная позиция — они выиграли конкурс, получили статус исследовательского университета и большие вложения. Тем не менее на конкурсе инновационных образовательных программ наш университет так же стал победителем, и более чем на 600 миллионов рублей мы приобрели и установили новое современное оборудование. Фактически сейчас наш университет по оснащению относится к самым современным вузам России.

С учетом того, что мы готовим специалистов для промышленности, в университете, конечно, невозможно устанавливать тот же прокатный стан или какие-то громоздкие технологические линии. И в этом плане бесценна помощь предприятий. Сейчас у нас достаточно интенсивно развивается сотрудничество с крупными новосибирскими предприятиями.

Например, опыт «Элсиба» уникален. Они создали у нас в университете студенческое конструкторское бюро, где работают и преподаватели, и студенты. Этому конструкторскому бюро «Элсиб» заказывает реальные разработки. Поскольку сейчас ниша, которую раньше занимали отраслевые НИИ, свободна, ее начинают заполнять вузы. И «Элсиб» заказывает разработки студентам, которые делают хотя простые, но реальные изделия и за это получают зарплату. Это эффективно еще и в том плане, что у предприятия есть возможность отобрать именно тех выпускников, кто склонен к этой работе, принять их уже «с открытыми глазами» и назначить достойную заработную плату. Тогда в перспективе и текучести кадров на предприятии не будет.

С предприятиями «Сиблитмаш», ПО «Север» и Новосибирский приборостроительный завод им. Ленина в этом году мы тоже открываем новый проект — «Переподготовка специалистов». На этих предприятиях набрали молодых специалистов, не заключив дальнейший контракт с многими пенсионерами, но конкретных, специфических знаний у молодых не хватает. Нужна определенная подготовка квалификации. Сейчас мы заканчиваем обучение 25 человек с приборостроительного завода. Новая группа с «Сиблитмаша» готовится к прохождению повышения квалификации. А «Север» ведет переговоры о том, чтобы обучить 130 человек.

Кроме того, у нас налажено взаимодействие с малым бизнесом, с инновационными фирмами. Например, с фирмой «Сан», где практически все работники — наши выпускники. Сейчас мы разрабатываем схемы, как организовать туда целевую подготовку специалистов.

Владимир ШВЕЦ, продолжая тему сотрудничества с новосибирскими вузами и, в частности, целевого заказа выпускников определенных специальностей в НГТУ, напомнил, что профильные специальности оборонного направления в этом вузе существуют достаточно давно. По словам Владимира Викторовича, его предприятие принимает в этой подготовке активное участие, в том числе в формировании заявок уже на студентов начальных курсов. ПО «Луч» будет готово к приему на работу этих выпускников года через четыре.

— Правда, что через четыре года будет с нашим предприятием, сложно предсказать, — сказал Владимир Викторович. — Тем не менее студенты в НГТУ обучаются, для них есть база промышленная, производственная. Это не только наше предприятие, это и отраслевой разработчик, где студенты технического университета постоянно проходят практику.

Что касается НГУ, у нас, к сожалению, первый опыт сотрудничества не закончился положительно. Тем не менее мы вместе с вузом шли на федеральную целевую программу по созданию одномерных массивов блоков памяти. Нам, увы, не хватило баллов для того, чтобы получить федеральные средства, в том числе для того, чтобы обеспечить базу для кафедры, которую мы планировали в итоге адаптировать на нашей территории. У нас примерно такая же программа и с НГТУ, но пока средств для того, чтобы реализовать ее, недостаточно.

Поскольку сегодня отчасти утрачена прямая связь между производством и наукой, единственный путь, который можно найти, — это одну из специальностей или ряд специальностей попробовать адаптировать к обучению уже непосредственно на территории предприятия. Тогда есть возможность и со студентами ближе знакомиться.

Если говорить о подготовке специалистов непосредственно для передовых, в том числе инновационных технологий, то для многих предприятий это пока не сегодняшний день. То, над чем мы сейчас работаем, и даже то, что получают студенты вузов по своей программе, для нас это немного уже завтрашний день, который мы полностью в техпроцессе обеспечить не можем, поскольку наши основные производственные процессы базируются на технологиях 80-х годов ХХ века.

Тем не менее и само время, и заказчики сегодня требуют развития технологий, поскольку уже иной подход к изделиям, прежде всего гражданской продукции. Он требует совершенно другого оборудования. Это оборудование в теории присутствует и в вузах, но на практике, когда студенты и выпускники приходят на предприятие и вынуждены работать, например, на обычных токарных станках, то ребята получают громадное разочарование.

С другой стороны, когда молодые специалисты приходят на предприятия, где уже адаптированы новые технологии, новое оборудование, как на том же НАПО им. Чкалова, то уровень подготовки студентов и выпускников оказывается недостаточным. Необходимы и опыт, и определенная квалификация, и уже практическая подготовка специалистов к той специфике, с которой они работают. Так, у авиаторов своя специфика, у нас своя. Человеку, даже работавшему на аналогичном оборудовании на разных предприятиях, все равно требуется определенная адаптация, даже если он очень хорошо, квалифицированно подготовлен. И то время, пока специалистом должен быть приобретен опыт, — это тоже деньги, которые предприятию необходимо внести, чтобы довести квалификацию этого человека до того уровня, который требуется конкретному предприятию.

А вот оплачивать это время у нас нет возможности, потому что у нас сейчас нет такого потока, на который ориентированы вузы и на который в советское время были ориентированы производства. Здесь, к сожалению, возникает небольшой разрыв между преемственностью поколений, между подготовкой кадров и спецификой производства. На мой взгляд, решение проблемы как раз в том, чтобы студенты уже в процессе обучения получили некую подготовку, понимали, куда они идут, какой дополнительный багаж знаний им необходим, и реально оценивали уровень, с которого им придется начинать. То есть то, чем обладает предприятие.

Сергей СМИРНОВ остановился на том, что инновационный сегмент еще настолько мал, что его пока трудно обсуждать в плане сформированного социального государственного заказа подготовки инновационных кадров для хайтека. А также на том, что мнение о приоритетной подготовке менеджеров для инновационного сектора весьма спорное.

— Нужно, прежде всего, ответить на вопросы: в целом инновационная политика у нас сформирована или нет? Мы вообще видим, в каком направлении движемся? — подчеркнул Сергей Алевтинович. — Новосибирск очень специфичный город, диверсифицированный, с весьма специфичной региональной экономикой. Здесь много всего: и сервис, и торговля, и финансы, и банки. Представлены малый и средний бизнес и немного промышленности, которая в региональном валовом продукте не на первом месте.

Поэтому и важно понять, какую региональную экономику мы строим. Инновационную? Где тогда ясность и явно выраженный заказ на подготовку кадров для этого сегмента? Но поскольку этот сегмент пока весьма слаб, то и явного заказа нет. И вузы в большинстве своем вынуждены пока этот заказ ждать. Взять тот же НГТУ, который формировался как мощный технический вуз, лидер подготовки специалистов для индустрии. Так у нас сегодня с самой индустрией проблемы.

И о какой индустрии мы говорим? Сегодня есть разные варианты. Соответственно, есть разные варианты подготовки кадров. Например, такой гибридный вариант подготовки кадров, когда специалист готовится не под конкретное рабочее место, а под возможную смену мест, поскольку сама индустрия меняется. Не просто знания каждые три года обновляются, сами индустрии быстро меняются. И не только станки. Они меняются инфраструктурно. Поэтому сегодня вопрос стоит не столько в подготовке менеджеров, сколько в необходимости выявления лидеров, которые бы понимали, какую экономику они строят.

Экономическая подготовка специалиста, менеджера — это ведь не просто дать ему знания по бухучету, а добиться того, что он должен инфраструктурно и институционально понимать, как устроена экономика, какие механизмы при этом работают и как двигаться вперед, как выстраивать стратегию и тактику, причем на полкорпуса опережая при этом конкурентов. Вот тогда должны получиться и в перспективе выйти из стен вуза инновационные лидеры, а не просто менеджеры.

 

Елена МЕРКУРЬЕВА

телефоны.jpg